VIII
Международная
научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты»
3-5 июля 2013г,г.Санкт-Петербург.(Итоги)
Проводилась
в период, после резкого роста в 2010-2011гг.производства подвижного состава на территории
стран СНГ и Балтии спрос на грузовые вагоны начал падать(36% полувагоны;30%
платформы).В этих условиях участники конференции обменялись опытом создания
нового подвижного состава, обсудили имеющиеся проблемы и по прежнему считают. что
главным направлением должно стать инновационное развитие отрасли.
В
работе конференции приняли участие 208 человек, в основном технические
руководители, конструктора, испытатели вагоностроительных заводов, научные
сотрудники научно исследовательских институтов, вузов, испытательных центров, работники
служб вагонного хозяйства компаний перевозчиков и других предприятий, связанных
с созданием, ремонтом, эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава, а
также специалисты Росжелдора.
В
работе конференции участвовали представители науки и железнодорожной отрасли
стран ближнего и дальнего зарубежья:Украины,Белоруссии,Казахстана,Узбекестана,Латвии,Финляндии,Германии,Чехии,Польши,США,Англии,Эстонии.
Работа
конференции велась на двух языках- русском, английском(с синхронным переводом),и
была организована в трех секциях:»Грузовой подвижной состав»,»пассажирский, тяговый
и специальный подвижной состав», «Динамика, прочность и безопасность подвижного
состава».
В
ходе конференции были проведены дискуссии по вопросам: возможности создания инновационных
вагонов в габарите Тпр и Тц с увеличенной до 80-90т;платформ для перевозки
автоприцепов; созданию грузовых тележек с увеличенными осевыми нагрузками
27-30тс;высокоскоростного движения; продления сроков службы подвижного состава,
обеспечение увеличенных межремонтных пробегов. В дискуссиях выявилась
необходимость совершенствования нормативной базы нового подвижного состава и
вагонов эксплуатационного парка железных дорог.
В
пассажирском вагоностроении достигнут прогресс в создании вагонов нового
поколения, успешно созданы пассажирские вагоны с конструктивной скоростью 200
кмч, герметизированные и оснащенные установками кондиционирования воздуха, разработаны
новые ходовые части.
В
ходе дискуссий неоднократно подчеркивалось, что внедрение грузовых вагонов
увеличенной грузоподъемности и габарита, многоосных конструкций позволит
значительно повысить их производительность и обеспечить увеличение
рентабельности и пропускной способности железнодорожных перевозок массовых
грузов. В то же время было отмечено, что реализация задач «Белой книги ОАО «РЖД»
по увеличению к 2015г осевых нагрузок до 27-30тось и погонных нагрузок до
8.5-9.5 тм находиться под угрозой срыва, так как вагоностроители не могут
определить рынок сбыта перспективного подвижного состава, порядок организации
его технического обслуживания и ремонта, возможный срок начала его продажи, и.как
следствие, сдерживают его разработку.
По
результатам работы секций конференции были отмечены:
1-Создание
семейства вагонов-платформ с унифицированной рамой (Цыганская Л.В, Атаманчук
Н.А- ООО «НИЦ Вагоны»).
2-Успешная
поднадзорная эксплуатация в условиях российских железных дорог американских
тележек Baber
S2-rus и МоушнКонтрол.
3-Доклад
по «Универсальному способу устранения разрушений литых боковых рам тележек
грузовых вагонов при движении поезда (Якушев А.В,Лин Юй и др. - ПГУПС).
4-Создание
платформы для контрейлерных перевозок (Панин А.Ю – ООО «РусТрейл».
5-Новая
тормозная система скоростного вагона платформы (Кожокарь К.В,Цыганская Л.В - ПГУПС).
6-Теплотехнические
свойства вагонов и контейнеров из экструдированных алюминиевых панелей. Создание
«Алюминиевого вагона России» (Балалаев А.Н др.-СамГУПС).
7-Совершенствование
методов и средств акустико-эмиссионного контроля литых деталей тележки грузового
вагона (Степанова Л.Н и др. – ФГУП СибНИА им.С.А. Чаплыгина).
Для
реализации задач «белой книги ОАО «РЖД» по совершенствованию подвижного состава
необходимо:
-
Ускорить создание методик оценки допускаемых воздействий на земляное полотно, провести
эксперименты и на их основе разработать требования к реконструкции
железнодорожных направлений, допускающих движение вагонов с осевыми нагрузками
27-30т4
-
Рассмотреть вопросы совмещения ходовых динамических испытаний и испытаний по
воздействию на путь за счет применения технологии тензометрических колесных
пар. Провести работы по созданию соответствующей нормативной базы и критериев
оценки с учетом измерений под существующим подвижным составом (в том числе в
изношенном состоянии);
-
Рассмотреть вопрос о введении категорийности железнодорожных линий и
установлении по примеру стран, входящих в МСЖД, для этих линий нормативов грузоподъемности и допускаемых скоростей движения для вагонов
с увеличенными осевыми нагрузками;
-
Наметить конкретные сроки отмены ограничений по применению габаритов Тпр и Тц
для обеспечения начала массового проектирования новых вагонов с увеличенным объемом
кузова;
-
Рекомендовать ОАО «РЖД», НП ОПЖТ и НП «Объединение вагоностроителей»
провести
работы по уточнению коэффициентов сопротивления движению вагонов на новых
тележках с кассетными подшипниками и коэффициентов трения новых колес и колодок
для обновления методики тормозных расчетов, основанной на экспериментах
многолетней давности.
В
ходе дискуссии выявлены основные проблемы, а именно :
1-
Излом боковых рам на тележках грузовых вагонов. В последние годы
Количество
изломов выросло до 33 боковых рам в год:
2006г-
7 изломов
2012г-
23 излома
2013г
– 33 излома за полгода
В
2012г.на ПТО выявлено более 33 тыс.боковых рам с трещинами и литейными дефектами.
Основные
причины излома боковых рам :
-Технология
литья боковых рам, наличие литейных дефектов;
-Увеличенные
динамические нагрузки на тележки грузовых вагонов в эксплуатации.
Устаревшая
конструкция наиболее массовой тележки грузовых вагонов модели 18-100 является
основной причиной увеличения динамических нагрузок.
Продукция
поступающая :
с Украины - 40% брак
с
Китая – 10% брак
Одна
из причин излома боковых рам применение при строительстве жд пути
шпал
из бетона, что приводит к и не дает ходить деталям в раме, в отличии от
деревянных шпал нет вибрации, а следовательно происходят трещины.
Контроль
и ответственность за изготовление продукции должны нести заводы изготовители.
2-
Через несколько лет вагоны старой постройки станут некому не нужны
подвижной
парк подлежащий замене 1,1 - 1,2 млн.вагонов.
В
2013г. возникла проблема и серьезное падение продаж новых вагонов по сравнению
с 2012г в 2 раза, причина высокая цена на вагоны.
Более
того, вице-президент НП «Объединение вагоностроителей» В. А. Варёнов в докладе
на пленарном заседании сообщил, что в 2013 году наблюдается снижение спроса и,
как следствие, производства полувагонов для перевозки грузов российскими
вагоностроителями, причем ряд заводов вынуждены вовсе приостановить выпуск
полувагонов. Отметим, что сейчас в России производство вагонов осуществляется на
23 предприятиях, общее количество единиц подвижного состава, выпущенного всеми
предприятиями в прошлом году, – около 71 тысяч.
3-
Слабая стратегия и ОТСУТСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ по маркетингу, которые бы планировали спад
производства, и маркетинговую стратегию предприятий.
4-
Применение и использование КОНТРОФАКТНОЙ продукции при изготовлении и ремонте
подвижного состава. Для решения этой проблемы планируется маркировка всех выпускаемых
деталей и внесение их в Реестр.
Предлагаем
Вам краткий фототчет с конференции и Технической экскурсии в ВЧД-5.
Участники конференции.
Ю.
П. Бороненко, генеральный директор НВЦ «Вагоны», заведующий кафедрой «Вагоны и
вагонное хозяйство» ПГУПС.
Н.
В. Каменир, заместитель руководителя Северо-Западного территориального
управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Т.
С. Титова, проректор по научной работе ПГУПС
Специалисты
синхронного перевода русско- английский
Варенов
В.А (НП «Обьединение вагоностроителей»
Bezin Y(the University of Huddersfield,UK)
Стендовые
доклады
Орлова
А.М (ПГУПС)
Жаркая
дискуссия
Мямлин
С.В (ДИИТ,г.Днепропетровск)
Атаманчук
Н.А (ООО НИЦ «Вагоны»)
Колесников
А.М (Grand
Group)
Степанова
Л.Н (ФГУП СибНИА им.С.А.Чаплыгина)
Балтабаев
А.С (АО Акмолинский вагоноремонтный завод)
Панин
А.Ю (ООО «РусТрейл»)
Цыганская
Л.В (ПГУПС)
Круглый стол
Техническая экскурсия в
ВЧД-5
При перепечатывании матерьялов просьба
делать ссылку на правообладателя
Главный
редактор интернет-портала.
|